Урок-мастерская
Тема: «Баллада как жанр»
Цели
Обучающие:
- способствовать формированию у учащихся
представления о балладе как жанре, её жанровых особенностях.
Воспитывающие:
- воспитание мотивов учения, положительного
отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся умения
наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы;
- развивать ассоциативное мышление у детей;
- способствовать развитию творческих способностей
школьников.
Оборудование:
- запись на доске темы урока;
- оформление доски «Афиша»: крупно слово БАЛЛАДА;
- компьютеры, подключенные к сети Интернет (как
одна из возможностей);
- презентация (как одна из возможностей);
- аудиозапись баллады «Ворон к ворону летит» в
исполнении П. Лемешева;
- приложения 1, 2.
Ход мастерской
Включение в деятельность
- Добрый день, ребята!
Сегодня у нас состоится урок-мастерская по теме «Баллада как жанр». Как вы
думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают
вопросы для обсуждения). Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в
группах и все вместе. А девизом нашей
работы пусть станут следующие строки:
Мы
входим в мир, как в двери мастерской.
Мы
можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена
способность к творчеству.
Творческого
вдохновения всем нам!
Звучит баллада
«Ворон к ворону летит» в исполнении П. Лемешева. На экране изображения народных
сказителей, исполняющих баллады, танцующих средневековых рыцарей, дам,
изображения рыцарских турниров.
Индуктор
- Запишите слово БАЛЛАДА крупно,
посередине тетрадного листа, а ниже слова-ассоциации, которые оно у вас
вызывает. Сначала
слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки
дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.
БАЛЛАДА
песня
музыка
рыцарь
Средневековье
загадка
тайна
мистика
Работа с материалом
Группы получают пакет с текстами баллад.
Каждый участник группы вытягивает листок с одним из текстов.
Каждый должен прочитать свою
балладу и те баллады, которые выбрали для себя члены его группы.
Затем группа должна представить
свои выводы на листе "Признаки баллады”.
Социализация
После обсуждения в группе, свои
выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни
вывешиваются на доске под словом БАЛЛАДА. Идет свободное общение. Дети подходят
к доске, представители групп сравнивают свои записи «Признаки баллады», задают
вопросы, высказывают свои мнения.
Кульминация
Учитель предлагает зачитать
признаки баллады, опуская повторяющиеся или сходные, и подводит к выводу о том,
что многие из названных признаков могут быть отнесены, помимо баллады, и к другим жанрам. Учащиеся приходят к
мнению, что нужно выделить те признаки, которые являются обязательными только
для баллады. Идет
обсуждение в группах.
На этом этапе должна возникнуть ситуация возникновения
информационного запроса, т.е. когда учащиеся сами скажут о необходимости
обратиться к учебнику, специальной литературе, словарям, Интернет-ресурсам.
Учитель предлагает группам пакет
материалов (см. Приложение № 2), также предлагается прочитать статью учебника
«Новая встреча с Путником, или подслушанный разговор» на с. 106-109 (В мире
литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.
Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2007.). При наличии в кабинете
компьютеров, подключенных к сети Интернет, можно предложить учащимся адреса
следующих сайтов:
1.Пронин В.А. Теория литературных
жанров http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook005/01/index.html?part-008.htm
2. Петровский. Баллада // Словарь
литературных терминов. Т. 1. — 1925 http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0902.htm
3. Телешкола http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=9575
3.Буквица#2,2007
http://zhurnal.lib.ru/b/bukwica20072/bs_120333500_02_kvyatkovskiy_ballada.shtm
4. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Баллада
При работе с информационными источниками можно предложить
учащимся использовать следующие графические организаторы:
? - непонятно
V - основной материал
! - удивило
+ - уже знаю
Работа с материалом
- Примените новые знания. Найдите
обязательные признаки жанра в выбранных вами балладах. (Работа в малых группах.).
Рефлексия
Задание группам:
- Представьте балладу как жанр,
используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи. Оформите
представление баллады как статью в научно-популярной энциклопедии для детей
вашего возраста. Сопроводите статью необходимыми иллюстрациями. (При наличии
компьютеров можно предложить создание страницы Интернет-энциклопедии).
Учащиеся представляют результат
своей деятельности.
Пример:
Баллада (франц. ballade, от лат. ballo, танцую) - лиро-эпическое
произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического
или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Баллады часто кладутся на музыку.
Признаки баллады:
- Повествовательность, подчеркнутая отсутствием
описания внешности и переживаний героев, предыстории конфликта, авторского
отношения к происходящему (пояснений, поучительности).
- Действие сосредоточено на одном эпизоде, одном
конфликте.
- Драматичность сюжета.
- Диалог, заставляющий сюжет развиваться.
- Динамика действия усилена композиционным приемом
повторения с нарастанием.
- Использование средневековой символики, аллегории,
народных поверий.
- Мы достаточно много узнали
сегодня о балладе как о жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать
ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился?
Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что вам было интересно? А что
вам еще хотелось бы узнать о балладах?
Разговор о балладе будет продолжен на
следующих уроках.
Домашнее задание: Самостоятельно
найти одну из народных баллад, прочитать и письменно указать все признаки
баллады в данном произведении.
|