Вхід Головна Мій профіль Вихід

CАЙТ УЧИТЕ
ЛЯ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ,
ЛІТЕРАТУРИ та ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ,
заступника директора з НВР
Слов'янської ЗОШ І-ІІІ ст. 15

ЄФРЕМОВОЇ МАРИНИ МИКОЛАЇВНИ

Ви увійшли як Гість | Група "Гості" | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Сьогодні в Україні
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання

Конкурси
Сайт Сайт
Про погоду
Погода в Україні
Моя планета
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

На допомогу вчителю

Головна » Статті » Зарубіжна література » Героїчні пісні й балади у світовій літературі

Урок-мастерская "Баллада как жанр"

Урок-мастерская

Тема:  «Баллада как жанр»

Цели

Обучающие:

  • способствовать формированию у учащихся представления о балладе как жанре, её жанровых особенностях.

Воспитывающие:

  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы;
  • развивать ассоциативное мышление у детей;
  • способствовать развитию творческих способностей школьников.

Оборудование:

  • запись на доске темы урока;
  • оформление доски «Афиша»: крупно слово БАЛЛАДА;
  • компьютеры, подключенные к сети Интернет (как одна из возможностей);
  • презентация (как одна из возможностей);
  • аудиозапись баллады «Ворон к ворону летит» в исполнении П. Лемешева;
  • приложения 1, 2.

 Ход мастерской

 Включение в деятельность

 - Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится урок-мастерская по теме «Баллада как жанр». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения). Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в группах и все вместе. А девизом нашей  работы пусть станут следующие строки:

Мы входим в мир, как в двери мастерской.

Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

Творческого вдохновения всем нам!

 

Звучит баллада «Ворон к ворону летит» в исполнении П. Лемешева. На экране изображения народных сказителей, исполняющих баллады, танцующих средневековых рыцарей, дам, изображения рыцарских турниров.

Индуктор

- Запишите слово БАЛЛАДА крупно, посередине тетрадного листа, а ниже слова-ассоциации, которые оно у вас вызывает. Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.

 БАЛЛАДА

песня

музыка

рыцарь

Средневековье

загадка

тайна

мистика

 Работа с материалом

    Группы получают пакет с текстами баллад. Каждый участник группы вытягивает листок с одним  из текстов.

    Каждый должен прочитать свою балладу и те баллады, которые выбрали для себя члены его группы.

    Затем группа должна представить свои выводы на листе "Признаки баллады”.

 Социализация

   После обсуждения в группе, свои выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни вывешиваются на доске под словом БАЛЛАДА. Идет свободное общение. Дети подходят к доске, представители групп сравнивают свои записи «Признаки баллады», задают вопросы, высказывают свои мнения.

Кульминация

Учитель предлагает зачитать признаки баллады, опуская повторяющиеся или сходные, и подводит к выводу о том, что многие из названных признаков могут быть отнесены, помимо баллады,  и к другим жанрам. Учащиеся приходят к мнению, что нужно выделить те признаки, которые являются обязательными только для баллады.

Идет обсуждение в группах.

На этом этапе должна  возникнуть ситуация возникновения информационного запроса, т.е. когда учащиеся сами скажут о необходимости обратиться к учебнику, специальной литературе, словарям, Интернет-ресурсам.

Учитель предлагает группам пакет материалов (см. Приложение № 2), также предлагается прочитать статью учебника «Новая встреча с Путником, или подслушанный разговор» на с. 106-109 (В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2007.). При наличии в кабинете компьютеров, подключенных к сети Интернет, можно предложить учащимся адреса следующих сайтов:

1.Пронин В.А. Теория литературных жанров http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook005/01/index.html?part-008.htm

2. Петровский. Баллада // Словарь литературных терминов. Т. 1. — 1925 http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0902.htm

3. Телешкола http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=9575

3.Буквица#2,2007 http://zhurnal.lib.ru/b/bukwica20072/bs_120333500_02_kvyatkovskiy_ballada.shtm

4.  Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Баллада

При работе с информационными источниками можно предложить учащимся использовать следующие графические организаторы:

? - непонятно

V - основной материал

! - удивило

+ - уже знаю

Работа с материалом

 - Примените новые знания. Найдите обязательные признаки жанра в выбранных вами балладах. (Работа в малых группах.).

Рефлексия

Задание группам:

- Представьте балладу как жанр, используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи. Оформите представление баллады как статью в научно-популярной энциклопедии для детей вашего возраста. Сопроводите статью необходимыми иллюстрациями. (При наличии компьютеров можно предложить создание страницы Интернет-энциклопедии).

Учащиеся представляют результат своей деятельности.

Пример:

Баллада (франц. ballade, от лат. ballo, танцую) - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Признаки баллады:

  1. Повествовательность, подчеркнутая отсутствием описания внешности и переживаний героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему (пояснений, поучительности).
  2. Действие сосредоточено на одном эпизоде, одном конфликте.
  3. Драматичность сюжета.
  4. Диалог, заставляющий сюжет развиваться.
  5. Динамика действия усилена композиционным приемом повторения с нарастанием.
  6. Использование средневековой символики, аллегории, народных поверий.

- Мы достаточно много узнали сегодня о балладе как о жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился? Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока? Что вам было интересно? А что вам еще хотелось бы узнать о балладах?

     Разговор о балладе будет продолжен на следующих уроках.

Домашнее задание:  Самостоятельно найти одну из народных баллад, прочитать и письменно указать все признаки баллады в данном произведении.

Категорія: Героїчні пісні й балади у світовій літературі | Додав: efremova-marina (21.10.2011)
Переглядів: 2297 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Звіримо час
Думки відомих
Пошук
Корисні посилання
СайтМетодсоветОсвітній порталПереводчик онлайн�������-����
Відеоуроки
Сайт Сайт
Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz