Константин Эдуардович Циолковский родился 18
сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии. От своих родителей
Константин Эдуардович унаследовал живой ум, склонный к размышлениям и
фантазиям, пытливость, настойчивость и любовь ко всевозможным ручным ремеслам,
которые были широко развиты в их роду.
До десятилетнего
возраста Константин Циолковский выделялся среди окружавших его сверстников
живым характером и неистощимой энергией и фантазией. Когда ему было около 10
лет, произошло событие, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Он
заболел тяжелой формой скарлатины, с трудом перенес ее и в результате
осложнения после болезни оглох. Учиться дальше в обычной школе стало для
Константина невозможно, и он ушел из школы. Начался трудный период жизни,
который он сам называет «периодом бессознательности». Примерно в это же время
умирает его мать, и ребенок остается совсем одиноким и отрешенным от жизни. В
возрасте 15 лет, отрезанный от своих сверстников, замкнутый мальчик начинает заниматься
различными техническими игрушками, сам делает токарный станок и работает на
нем. Он пробует самостоятельно читать книги: арифметику, где все ему кажется
как будто понятным; общеизвестный в то время учебник физики Гано и какую-то
геометрию. Так начинается для Циолковского прохождение курса средней школы.
Читая геометрию, он мастерит самодельную астролябию и производит с ней ряд
измерений. Не выходя из дома, он определяет расстояние до пожарной каланчи,
находит его равным 400 аршинам; после проверки оказывается верно. «Так я
поверил теоретическому знанию»,—говорит Циолковский. Читая физику, он
самостоятельно делает автомобиль, двигающийся силой реакции струи пара,
отбрасываемой назад, аэростат, наполненный водородом, и ряд других
занимательных игрушек.
Отец видел
выдающиеся технические способности сына и поощрял его увлечения и занятия. Было
решено в 1873 г.
послать мальчика в Москву учиться. Однако в Москве юный Циолковский никуда не
поступил и продолжал заниматься самообразованием, ведя нищенское, полуголодное
существование.
В период
московской жизни вырисовывается общее направление всех будущих технических
работ и стремлений Циолковского. Почти все они относятся к области техники и
механики движения. Это мысли о том, нельзя ли воспользоваться теми или иными
свойствами вещества для осуществления того или иного типа движущегося аппарата.
Циолковского занимают мысли о тяжести и о средствах борьбы с тяжестью. Он
обдумывает, нельзя ли устроить, например, такой поезд вокруг экватора, в
котором парализовалось бы действие тяжести вследствие наличия большого
центробежного ускорения. У него зарождаются мысли о том, каких размеров должен
быть воздушный шар с металлической оболочкой, чтобы подниматься на воздух с
людьми.
Так в сознании
Циолковского уже тогда возникают смутные очертания его будущих работ в области
металлических дирижаблей и идеи возможности вылета человека за пределы земного
тяготения.
К концу
московской жизни 19-летнего Циолковского можно считать определившимся
изобретателем. Быстро пролетел трехлетний период пребывания в Москве; надо было
жить и пробивать собственную дорогу в жизни. Отец письмом вызывает его в Вятку,
где тогда жила семья, и подыскивает ему кое-какие уроки. Свободного времени
оставалось много, и Константин Эдуардович с увлечением занимается созданием
своей небольшой мастерской и снова бесконечными опытами. После переезда в
Рязань в 1879 г.
Циолковский сдает установленные экзамены для получения соответствующего
диплома, дающего право преподавания в начальных школах, и через год получает
должность учителя арифметики и начальной геометрии в уездном начальном училище
в г. Боровске. Так началась педагогическая карьера Константина Эдуардовича,
продолжавшаяся 40 лет.
Будучи учителем,
Циолковский остается верен себе и все свободное время и средства тратит на
физические опыты, на изготовление различных моделей, устройств и механизмов. У
Циолковского установились отличнейшие отношения с ребятами-учениками,
обожавшими изобретательного учителя. Надо отметить, что, несмотря на его
органический недостаток — потерю слуха, Циолковский был хорошим учителем. После
Боровска, где Константин Эдуардович прожил 12 лет, он перевелся в г. Калугу,
там безвыездно и прожил до своей смерти.
О своём смысле
жизни Циолковский говорил так:
"Основной мотив моей жизни – не прожить
даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался
тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может
быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну
могущества…Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и
пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет
себе всё околосолнечное пространство”.
|