Семён Климовский — казак харьковского полка, философ,
литератор, поэт. Наиболее известен авторством песни «Ехал козак за
Дунай». Написал также книгу: «О правде и великодушии благодетелей» (1724),
оставшуюся в рукописи. Климовскому приписывают ещё несколько книг
петровского времени и несколько малорусских стихотворений («Не хочу я
никого, только тебя одного»), а также «О пришествии короля шведского
Карла XII внутрь Украины», «Об измене Мазепы» (стихами) и «О правосудии
начальствующих». Жизненный путь
Родился на рубеже XVII и XVIII вв. Точные годы жизни Семёна
Климовского (в других источниках называемого Климовым) неизвестны,
однако это был первый человек в истории Слободской и Левобережной
Украины, которого можно в некоторой мере назвать литератором.
Литературные произведения создавались на территории Гетманщины и Слобожанщины
и ранее, но обычно это были вещи, написанные «по случаю» грамотными
людьми, которые не занимались литературой сколько-нибудь постоянно. От
таких авторов (например, Орновский, Филиппович, Витинский) доходило
обычно по одному, реже два произведения, причём биографические сведения
также сохранились минимальные. Сергей Климовский, подписывавший свои
произведения как «Казак-стихотворец» хотя не скрывавший и своего
настоящего имени, занимался сочинительством многие годы [1].
Как и все образованные люди того времени его становление связано с
Киево-Могилянской академией, в которой он учился и которая значительно
повлияла на его философские взгляды. Его произведения свидетельствуют о
значительном влиянии классической литературы и философии. Особняком
стоит отметить духовное влияние Горация. Несмотря на то, что точные даты
жизни литератора неизвестны, считается что он прожил долгую жизнь и был
жив еще в конце XVIII в. Конец жизни он провел в Херсонской губернии,
где вместе с товарищами основал хутор Прыпутни. На месте этого хутора 14
октября 2003 г. был установлен памятник Семену Климовскому.
Обзор трактатов
Язык Климовского был близок к языку произведений Сковороды – в целом русский литературный язык того времени, с многочисленными церковнославянизмами, а также вкраплениями украинизмов. Отдельные лирические произведения написаны целиком на разговорном украинском языке.
Философские поэтические трактаты «О правде и великодушии благодетелей» и
«О правосудии начальствующих» самобытны и интересны с многих точек
зрения. «Царь без правды мертв» — писал Климовский. Тьма, ложь, злоба,
моральные недуги — вот что сопутствует пренебрежению правдой. Этим он
близок иудейской религиозно-философской литературе эпохи Второго Храма. С
последней он наверняка был знаком благодаря Киево-Могилевской академии.
«Нелюбящий правды» — недостоин быть царем, его власть не имеет под
собой моральной основы. Благодать с небес прольется только на тех, кто
возьмется за дело правды. «Лучше в нищих правду с голодом терпеть, чем
царем правды не иметь» — перекликается он с пророком Амосом.
Примечания
- ↑ П.Л. Гомон Русская муза Слобожанщины - Харьков, 2006
Литература
|